Принятие христианства из
Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с
христианской Европой.
Болгарская письменность
сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в
первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по
себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала
русской культуры, то я считала бы самой обоснованной 988 год.
Пушкин так сказал о
христианстве: "История новейшая есть история христианства". Роль и
значение христианства на Руси были очень изменчивы, как изменчиво было на Руси
само православие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной
мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находились в орбите
христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль.
Принятие Русью христианской
веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее
развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Руси
уделено большое место в "Повести временных лет". В ней подробно
повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем,
крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или
"испытании" различных религий, предпринятом князем Владимиром
накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству.
Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но
некоторые из них явно вымышлены.
Евгений Евстигнеевич
Голубинский (1834-1912) - один из крупнейших дореволюционных исследователей
истории русской церкви. Его главный труд - двухтомная "История русской
церкви", охватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк
обстоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в официальной
церковной традиции, показал легендарность и недостоверность многих из них, за
что оказался в немилости у Синода. Так, по его мнению, входящий в состав
"Повести временных лет" рассказ о выборе веры князем Владимиром
составлен гораздо позднее Крещения Руси, Чтобы прославить православную веру и
отвратить русский народ от других религий.
В 1988 г. широко и
торжественно отмечалось Крещение Руси.
Появилось множество статей
и книг, авторы которых вновь и вновь пытаются осмыслить историческое значение
этого эпохального события. Среди них - работы академика Дмитрия Сергеевича
Лихачева, одного из крупнейших современных исследователей истории, культуры,
литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергеевич Лихачев возглавляет
сектор древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома)
в Санкт-Петербурге.
В статье, отрывок из
которой приводится здесь, автор размышляет о широком гуманитарном значения
принятия христианства на Руси, что связано со "вселенским",
всечеловеческим характером этой религии.