2. Выбор веры
Важной представляется и проблема "выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход развития русской истории.
2.1. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. "Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”, - так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.
2.2. Причины выбора. За этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.
2.2.1. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины.
2.2.2. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Так, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа.
2.2.3. Православие была более терпимо к местным традициям, да и Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
3. Христианизация
3.1. Ход. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить "огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.
3.2. Особенности христианизации Древней Руси. После "крещения” Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. К Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.
В итоге,
происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию т.н.
"двоеверия”. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из
них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два
имени - христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким
образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же
время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в
низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что
Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, хотя после
крещения получил христианское имя Василий. Так же было и с Ярославом Мудрым,
крещенным Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем,
первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид и т.д. Даже в
XVI известны такие случаи среди знати – знаменитый Малюта, сын Скураты из
захудалой ветви рода Бельских по-христиански звался Григорием Лукьяновичем.
4.Церковная организация
4.1. Иерархия. Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники- т.н. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу (отсюда одно из названий монаха - инок). Монахи брали на себя обет безбрачия, "поставляли” кадры для высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей.
4.2. Десятина. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появились собственные села и земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи. Первые известные историкам вотчины принадлежали церкви.
5. Значение принятия христианства
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.
5.1. Оно помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо местного коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), он все более осознавал себя русским православным, что стало в низах общества полными синонимами.
5.2. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, т.к. "несть власти не от Бога”.
5.3. В целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.
5.3.1. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
5.3.2. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства.
5.Выводы:
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества . Из осваиваемых достижениях Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
Говоря о Русском Православии, нельзя не отметить, что за столетия своего существования оно впитало в себя столько национального, народного, что, по сути дела, превратилось в "национальную религию”. Эта связь с историческими и культурными корнями народа неизбежно привела к тому, что на определенном этапе Русское Православие оторвалось от своего фундамента и стало необъемлемой частью социального процесса в обществе. Преемственность сама в язычестве являлась объектом и формой культа. Все время, так или иначе, участвовало в сохранении преданий, песен, традиций. Но все это передавалось лишь людьми. Книги же могут пережить и людей, и общества, и государства. Проникновение на Русь христианства разными каналами способствовало обогащению культуры за счет достижений разных народов.
Прогрессивность перехода к христианству состояла, прежде всего в том, что Русь усваивала наиболее демократические его формы, сами по себе предполагавшие широкую веротерпимость, а следовательно, способность сохранять культурное наследие языческого прошлого и обогащать его за счет связей как с Западом, так и с Востоком.
Когда Византия как государство прекращает существование, Русь становится как бы законной ее наследницей. Но и в это время будет сохраняться собственно "русская” традиция, выражающаяся в относительно широком допуске различных толкований канонических положений, терпимости к бытовым пережиткам язычества.
В быт никак не могла войти восточная неделя с нерабочим днем в воскресенье. Еще и в ХVI веке в Южной Руси праздновали пятницу - остаток старого славянского календаря. Не случайно позднее пятница стала базарным, торговым днем во многих районах: в язычестве в этот день нельзя было работать, но можно было торговать.
Должно отметить, что русское духовенство, хотя и боролось с языческими пережитками, все-таки относилось к ним довольно терпимо. Обычно отмечается положительная роль церкви в деле стабилизации государственности.
С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт резьбы по камню, росписи стен и т.п. При этом, однако, не следует забывать и о больших достижениях в этой сфере язычества. Бесспорен вклад в строительное дело. На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Теперь оно приходит из христианских стран, достигая уже в ХI - ХII веках высокого развития. С христианством обязательно связана письменность. Обучение грамоте началось уже при Владимире. При Ярославе в Новгороде в учение было отдано 300 человек, и плоды скоро скажутся в широком использовании письменности в повседневной жизни новгородцев. Письменность расширила возможности обмена опытом в рамках, по крайней мере, всего христианского мира.
Хотя христианство и дало название основной массе сельских жителей - "крестьяне”, мировоззрением их оно не овладело. В быту и производстве крестьянин оставался язычником. В условиях жизни и труда крестьянина за тысячу лет мало что изменилось. По-прежнему подворье составляло основу хозяйства и повседневной жизни, а община удовлетворяла большую часть потребностей в общении, обмене знаниями и опытом.
К сожалению, многие важные подробности крещения Руси не дошли до наших дней. Но об одном можно сказать с уверенностью: сам акт крещения был навязан русскому народу без какого-либо разъяснения сущности христианства. По сути дела, после крещения киевляне вышли из вод Днепра такими же язычниками, как и вошли в них. Тем более, что во многих городах пришлось применять военную силу.
Обращение народа в христианство было чисто внешним. Византийское христианство с его иконами, мощами, таинствами и процессиями было грубо смешано с древним языческим культом. Иисус Христос как спаситель и искупитель, сама идея мессианства остались абсолютно непонятными и чуждыми русскому народу. В отличие от Европы, где первые христианские церкви проводили большую работу, как с новообращенными, так и с языческими массами населения, на Руси греческий священник с крестом, в сопровождении дружинника с мечом, не объяснял, кто такой Христос.
Кроме того, православная церковь сознательно пошла на слияние с языческим культом. Она призывала строить церкви "святых”, соответствующих языческим богам. Так, например, культ Волоса был заменен культом Власия - "христианского покровителя” животноводства. Церковь стала проповедовать, что существуют ангелы со специальными функциями - ангелы гор, рек, деревьев, грома и т.п.
Таким образом, рассмотрев исторические вехи русского христианства, можно с уверенностью сказать: именно насильственное его введение послужило причиной тому, что внешне христианская страна по сути навсегда осталась глубоко языческой.
6.Использованная литература
- Введение христианства на Руси. - М., Мысль, 1987.
- Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Крещение Руси: история и современность. - М., Знание, 1988.
- Аверкий. Крещение Руси. - М., Сполохи, 1995
- Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. - М., 1964.
- Мурьянов М.Ф. "Звонят колокола”, 1973, с.240