2.22. Приказом начальника предприятия приписки машины
назначается ответственный за эксплуатацию и техническое состояние
машины работник - главный механик. В целом по отделению железной
дороги ответственность за эксплуатацию и содержание машины
возлагается приказом начальника отделения железной дороги на
начальника соответствующего отдела отделения железной дороги.
2.23. В обязанности лица, ответственного за эксплуатацию и
содержание машин, входит:
2.23.1. Проведение инструктажа машинистов и помощников
машинистов по нормативным актам, указанным в пункте 2.1 настоящей
Инструкции, правилам и инструкциям по технике безопасности и
производственной санитарии, приказам и указаниям МПС России и
железной дороги по обеспечению безопасности движения поездов и
соблюдению техники безопасности, а также контроль за их
выполнением; участие в проведении периодических занятий по охране
труда с машинистами и помощниками машинистов, участие в
составлении планов технической учебы и проведении технической
учебы.
2.23.2. Контроль за соблюдением режима рабочего времени
машинистов.
2.23.3. Обеспечение выполнения Правил надзора за воздушными
резервуарами подвижного состава железных дорог Российской
Федерации.
2.23.4. Обеспечение выполнения правил технической эксплуатации
электроустановок потребителей, обеспечение своевременной
периодической проверки средств защиты от поражения электрическим
током с записью результатов осмотра и испытаний в Журнал учета и
содержания средств защиты в соответствии с требованиями Правил
техники безопасности при эксплуатации электроустановок
потребителей.
2.23.5. Составление графиков технического обслуживания и
ремонта и контроль за его выполнением.
2.23.6. Приемка новых машин после капитального и среднего
ремонтов, с выездом на заводы-изготовители или ремонтные
предприятия, оформление актов приемки; подготовка телеграмм и
актов-рекламаций при выходе из строя машин в период гарантийного
срока эксплуатации.
2.23.7. Ведение технической документации; заполнение паспортов
машин, формуляров и паспортов установленных на них агрегатов,
механизмов, приборов и другой документации.
2.24. В целях повышения безопасности движения и контроля за
работой машинистов машин и их помощников в отделе локомотивного
хозяйства отделения железной дороги или в локомотивном депо
вводится должность машиниста-инструктора бригад путевых машин и
моторно-рельсового транспорта.
2.24.1. Основной задачей машиниста-инструктора бригад путевых
машин (далее - машиниста-инструктора) является повышение уровня
обучения и контроль за выполнением должностных обязанностей
машинистами или помощниками машинистов по обеспечению безопасности
движения и маневровой работе при эксплуатации машин и
моторно-рельсового транспорта.
2.24.2. За машинистом-инструктором закрепляются бригады машин
с учетом специфики работы предприятий железнодорожного транспорта,
но не более 50 бригад.
2.24.3. Машинист-инструктор работает по месячному календарному
плану, составленному согласно графику работы, утвержденному
начальником отдела локомотивного хозяйства отделения железной
дороги или начальником депо и согласованному с руководителями
предприятий приписки машин.
План должен предусматривать работу машиниста-инструктора по
выполнению необходимого количества контрольно-инструкторских
поездок, внезапных проверок выполнения работниками закрепленных
бригад должностных обязанностей, контроля за качеством
технического обслуживания машин и ухода за ними.
Машинисту-инструктору запрещается выполнять работу, не
входящую в круг его обязанностей.
2.24.4. Машинист-инструктор в своей работе руководствуется
нормативными актами МПС России, железной дороги и отделения
железной дороги, другими нормативными документами,
регламентирующими эксплуатацию машин, а также настоящей
Инструкцией.
2.24.5. Машинист-инструктор обязан:
Обучать машинистов и помощников машинистов: правилам
производства технического обслуживания, содержания машин в
эксплуатации, обращая особое внимание на состояние тормозного
оборудования и устройств безопасности, установленных на машинах,
обеспечению безопасности движения и безопасным приемам труда.
Проводить практическое обучение бригад особенностям
обслуживания и управления тормозами машин и моторно-рельсового
транспорта в зимних условиях, установленному порядку подъезда к
запрещающему сигналу светофора.
Проводить контрольно-инструкторские поездки с закрепленными
бригадами в качестве основной формы индивидуальной работы с ними.
В ходе контрольно-инструкторских поездок обучать работников бригад
рациональным режимам вождения машин с обеспечением безопасности
движения, давать оценку действиям машинистов и помощников
машинистов, качеству их взаимодействия по выполнению должностных
обязанностей, обращая особое внимание на соблюдение:
установленных скоростей движения;
установленного порядка подъезда к запрещающему сигналу
светофора, проезда железнодорожных станций, мест, требующих
снижения скорости и особого внимания;
содержания в исправном состоянии запорных и стопорных
механизмов рабочих узлов;
технологии проверки автотормозов и управления ими.
Производить контрольно-инструкторские поездки с машинистами на
закрепленных участках обслуживания:
перед допуском их к самостоятельной работе;
при перерыве в работе машинистов свыше трех месяцев, а также
при направлении машины на участок обслуживания, на котором
машинист не имеет заключения машиниста-инструктора о допуске его к
самостоятельной работе, с обязательным ознакомлением машиниста с
технико-распорядительными актами железнодорожных станций данного
участка.
Производить контрольно-инструкторские поездки с машинистами,
имеющими стаж работы менее одного года, не реже двух поездок в
месяц в течение первого месяца работы, далее по одной поездке
каждые два месяца в течение года.
С другими машинистами (стаж более одного года) допускается
производить контрольно-инструкторские поездки не реже одного раза
в три месяца, продолжительность поездки не менее трех часов. В
смену разрешается производить не более двух
контрольно-инструкторских поездок.
Производить в месяц четыре внеплановые проверки выполнения
должностных обязанностей работниками закрепленных бригад,
осуществлять другие формы контроля на линии (выполнения
установленного регламента переговоров), при этом проверять:
наличие на машинах и моторно-рельсовом транспорте необходимой
для эксплуатации технической документации;
наличие у машиниста свидетельства на право управления
соответствующей машиной или моторно-рельсовым транспортом;
правильность заполнения маршрутных листов;
качество технического обслуживания машин и ухода за ними;
состояние транспортных запоров рабочих узлов;
соблюдение работниками бригад требований инструкции по охране
труда;
знание работниками бригад инструкций, приказов и указаний по
безопасности движения, при необходимости проводить повторные
инструктажи.
Ежегодно проверять работников закрепленных бригад на знание
ТРА станций обслуживаемых участков (с бригадами путевых машин,
работающих сезонно, проверку знаний ТРА станций необходимо
проводить перед началом сезона путевых работ).
Систематически повышать свои профессиональные знания, быть
чутким и внимательным к подчиненным работникам, особенно по
отношению к вновь принятым работникам бригад.
Выявлять и вносить в формуляры машинистов и помощников
машинистов все нарушения и недостатки при выполнении ими
должностных обязанностей.
Докладывать руководителям предприятий приписки машины о
нарушениях, допущенных бригадами при выполнении своих должностных
обязанностей в обеспечении безопасности движения, организации
труда и отдыха.
Участвовать в расследовании случаев брака в работе, нарушений
дисциплины, режимов вождения машин, управления тормозами,
подготавливать технические заключения.
Принимать участие в разработке и внедрении местных инструкций,
других документов, касающихся работы бригад машин.
Проводить практические испытания кандидатов в машинисты на
право самостоятельного управления машинами. На основании
результатов теоретических и практических испытаний представлять
руководителям предприятий приписки машин письменные заключения о
возможности допуска лиц к самостоятельной работе машинистами.
Не допускать к работе машины с неисправностями, угрожающими
безопасности движения, безопасности обслуживающего персонала и
работников, технологически связанных с работой машин.
2.24.6. Машинист-инструктор имеет право:
Отстранять от работы машинистов и помощников машинистов в
случаях, когда их действия или состояние угрожают безопасности
движения поездов и маневровой работе, жизни и здоровью людей, с
немедленным уведомлением об этом руководителей предприятий
железнодорожного транспорта.
Лишать машинистов и помощников машинистов талонов
предупреждения за выявленные недостатки в выполнении ими
должностных обязанностей с последующей сдачей указанных талонов
руководителям предприятий приписки машин с указанием конкретной
причины лишения талонов.
Представлять руководителям предприятий приписки машин
предложения на поощрение работников бригад, а также на привлечение
их к дисциплинарной ответственности.
2.25. Исправное техническое состояние машины и прицепных
единиц, принадлежащих предприятию приписки, при выезде со станции
подтверждается в маршрутном листе подписью лица, ответственного за
эксплуатацию и содержание машин, или лица, его замещающего. При
выезде с других начальных станций исправное техническое состояние
подтверждается в маршрутном листе подписью машиниста.
2.26. Запрещается выпускать в эксплуатацию машины, у которых
имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
неисправность прибора для подачи звукового сигнала;
неисправность пневматического, ручного тормозов или
компрессора тормозной пневмосистемы;
неисправность вентилятора системы охлаждения двигателя силовой
установки;
неисправность предусмотренных конструкцией машины устройств
автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия или
комплексное локомотивное устройство безопасности;
неисправность спидометра (скоростемера);
неисправность устройств поездной радиосвязи;
неисправность автосцепных устройств;
неисправность приборов для освещения железнодорожного пути,
буферных фонарей;
трещина в хомуте, рессорной подвеске или коренном листе
рессоры, излом рессорного листа, пружины;
трещина в корпусе буксы;
отсутствие или неисправность предусмотренного конструкцией
машины предохранительного устройства от падения деталей на путь;
неисправность корпуса зубчатой передачи, гидропередачи,
вызывающая вытекание смазки;
неисправность средств пожаротушения;
неисправность устройства аварийной остановки двигателя силовой
установки, если она предусмотрена конструкцией машины;
неисправность транспортных запоров рабочих органов машины.
2.27. В случае вынужденной остановки на перегоне машинист
действует в порядке, предусмотренном ПТЭ, Инструкцией по движению
поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской
Федерации.
При отправлении затребованного вспомогательного локомотива
(восстановительного или пожарного поезда) машинист в соответствии
с полученным указанием от поездного диспетчера или дежурного по
станции производит в установленном порядке ограждение машины со
стороны ожидаемой помощи. Вспомогательный локомотив должен
выводить машину с перегона со скоростью, не превышающей
установленную паспортом машины.
При вынужденной остановке на участках, оборудованных
автоблокировкой и поездной радиосвязью, вывод машины с перегона
может производиться вслед идущим поездам в порядке,
предусмотренном Инструкцией по движению поездов и маневровойработе на железных дорогах Российской Федерации.3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
3.1. Общие положения технического обслуживания и ремонта
работы все находящиеся в эксплуатации машины должны подвергаться:
контрольно-техническому осмотру;
ежедневному и периодическому техническому обслуживанию;
планово-предупредительному ремонту.
3.1.2. При всех видах технических осмотров,
освидетельствований, ревизий, периодических технических
обслуживаний и ремонтов колесные пары, роликоподшипниковые буксы,
автосцепные и тормозные устройства, воздушные резервуары машин
должны удовлетворять, наряду с требованиями эксплуатационной
документации, требованиям следующих инструкций и правил МПС
России:
колесные пары машин, оборудованные роликоподшипниковыми
буксами, - инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и
формированию колесных пар машин, дрезин, автомотрис и мотовозов;
роликоподшипниковые буксы - инструкции по ревизии и ремонту
роликоподшипниковых букс путевых машин, дрезин, автомотрис и
мотовозов;
автосцепка - инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного
устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации;
тормозные устройства - ОСТ 32.90-97 "Машины путевые. Тормозное
оборудование. Требования к эксплуатации. Инструктивные указания";
воздушные резервуары, работающие под давлением, манометры и
предохранительные клапаны - Правилам надзора за паровыми котлами и
воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог МПС
России;
электрические машины - Правилам ремонта электрических машин,
установленных на путевых машинах;
приборы безопасности - руководству по эксплуатации системы
безопасности для специального самоходного подвижного состава II
категории Клуб П.
3.1.3. Результаты контрольно-технических осмотров и ремонтов
отмечаются в паспорте (формуляре) машины.
Паспорта воздушных резервуаров, работающих под давлением,
колесных пар и других устройств заполняются в соответствии с
требованиями правил, регламентирующих содержание и ремонт
соответствующего узла, устройства и агрегата.
Результаты осмотров, освидетельствований, ревизий и ремонтов
узлов и агрегатов, не имеющих паспортов (буксовых узлов,
автосцепок и других), фиксируются в соответствии с требованиями
правил и инструкций, регламентирующих содержание и ремонт
соответствующего узла и агрегата, а также правил и инструкций по
содержанию и ремонту данного вида машины.
3.2. Виды, сроки и порядок проведения технических осмотров.
3.2.1. Виды осмотров:
контрольно-технический осмотр;
осмотр оборудования системы безопасности движения.
3.2.2. Контрольно-технический осмотр машины производится два
раза в год (через 6 месяцев) при круглогодичной эксплуатации
машины и один раз в год (через 12 месяцев) для машин, работающих
только в сезон летних путевых работ.
3.2.3. Один раз в квартал производится технический осмотр
машин, оборудованных системой безопасности движения, с заходом на
контрольный пункт АЛСН.
3.2.4. Контрольно-технический осмотр проводится комиссионно
под руководством ответственного работника отделения железной
дороги.
В комиссию входят: представитель предприятия приписки машины,
представитель пункта технического обслуживания вагонов станции
приписки или ближайшей станции, представитель дистанции
сигнализации и связи, машинист-инструктор бригад путевых машин.
3.2.5. При контрольно-техническом осмотре производится:
внешний осмотр, проверка состояния болтовых соединений
крепления установок, агрегатов и узлов, контактных соединений
электрооборудования, наличие шплинтовки;
осмотр рессорного подвешивания, буксовых узлов, автосцепного
устройства (технические требования, предъявляемые к указанным
узлам, приведены в Приложениях 5 и 6 к настоящей Инструкции);
проверка исправности настила, бортов, запорных и стопорных
механизмов рабочих органов машины;
осмотр генератора электростанции, электродвигателей и
коммутирующей аппаратуры, проверка состояния заземления;
осмотр трансмиссии, карданных соединений, осевых редукторов и
реактивных тяг, цепей и звездочек цепных соединительных муфт;
проверка состояния и натяжения приводных ремней;
осмотр гидропередачи, проверка герметичности в соединениях
гидросистемы;
проверка уровня масла в картере или уровня масла в баке
системы смазки дизеля, баке гидросистемы, картере компрессора,
редукторах, коробках передач, а также наличие топлива в баке;
смазка узлов машины согласно карте смазки;
проверка уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и
герметичности системы охлаждения;
осмотр, запуск и проверка действия силовой установки, основных
механизмов и агрегатов, их приводов и систем управления;
проверка исправности звуковой и световой сигнализации;
проверка, подготовка и опробование тормозного оборудования в
соответствии с инструкцией по эксплуатации машины, инструкцией по
эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог,
инструкцией по эксплуатации тормозов специального подвижного
состава железных дорог;
осмотр соединений выхлопного тракта двигателя и глушителя;
проверка комплектности инструмента, запасных частей,
инвентаря, сигнальных приборов и принадлежностей;
в зимний период - осмотр и проверка действия устройств
подогрева охлаждающей жидкости и масла силовой установки;
проверка работы двигателя, трансмиссии, агрегатов и механизмов
на холостом ходу и под нагрузкой;
проверка систем безопасности движения с заходом на контрольный
пункт АЛСН;
полная проверка устройств поездной радиосвязи в
контрольно-ремонтном пункте дистанции связи со снятием блоков
радиостанции с машины;
осмотр колесных пар (технические требования, предъявляемые к
ним, указаны в Приложении 7 к настоящей Инструкции);
пробная поездка с замером фактических тормозных путей и
сопоставление результатов замера с паспортными данными машины;
проверка наличия и правильности заполнения паспортов и
формуляров машины, и других агрегатов;
проверка правильности заполнения Журнала учета работы и
периодических технических обслуживании, Журнала учета и проверки
защитных средств;
составление акта контрольно-технического осмотра,
удостоверяющего годность машины к эксплуатации.
3.2.6. Проверка действия приборов безопасности движения
производится на контрольном пункте АЛСН. Результаты проверки
заносятся в Журнал учета технических параметров систем КЛУБ на
контрольном пункте, в формуляр или паспорт машины и оформляются
актом, в котором работник контрольного пункта делает отметку об
исправности устройств контроля бдительности и ставит штамп-справку
на право пользования устройством КЛУБ или АЛСН и контроля
бдительности машиниста.
Срок действия штамп-справки - 90 дней.
3.3. Виды, сроки и порядок проведения периодического
технического обслуживания.
3.3.1. Периодическое техническое обслуживание является
профилактическим мероприятием в системе планово-предупредительного
ремонта. Техническое обслуживание обеспечивает наиболее
благоприятные условия работы элементов, сопряжений, узлов машины,
своевременное предупреждение появления неисправностей и выявление
возникающих дефектов.
3.3.2. Система планово-предупредительного технического
обслуживания каждой машины реализуется путем:
организации систематического учета наработки и постоянного
контроля за техническим состоянием;
разработки планов технического обслуживания и ремонта;
осуществления организационно-технических мероприятий,
обеспечивающих своевременное и качественное выполнение работ по
техническому обслуживанию и ремонту в установленные планом сроки с
соответствующей последовательностью и периодичностью;
контроля за реализацией планов технического обслуживания и
ремонта.
3.3.3. Периодическое техническое обслуживание подразделяется
на 4 вида:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СТО).
3.3.4. Виды технического обслуживания, ремонта и периодичность
их проведения, а также объем и порядок выполнения работ по
техническому обслуживанию и текущему ремонту указываются в
эксплуатационной документации на каждый тип машины.
3.3.5. Ежесменный технический осмотр машины производится
машинистом и его помощниками перед выездом с начальной станции.
Выезд машины без выполнения ежесменного технического осмотра
запрещается.
При ежесменном техническом осмотре производится:
внешний осмотр, проверка состояния болтовых соединений
крепления установок, агрегатов и узлов, контактных соединений
электрооборудования, наличие шплинтовки;
осмотр рессорного подвешивания, буксовых узлов, автосцепного
устройства, колесных пар (технические требования, предъявляемые к
указанным узлам, приведены в Приложениях 5, 6, 7 к настоящей
Инструкции);
осмотр генератора электростанции, электродвигателей и
коммутирующей аппаратуры, проверка состояния заземления;
осмотр трансмиссии, карданных соединений, осевых редукторов и
реактивных тяг, цепей и звездочек цепных соединительных муфт;
проверка состояния и натяжения приводных ремней;
осмотр гидропередачи, проверка герметичности в соединениях
гидросистемы; гидросистемы;
проверка уровня масла в картере двигателя или уровня масла в
баке системы смазки дизеля, баке гидросистемы, картере
компрессора, редукторах, коробках передач, а также наличие
топлива; смазка узлов машины согласно карте смазки;
проверка уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и
герметичности системы охлаждения;
осмотр, запуск и проверка действия силовой установки, основных
механизмов и агрегатов, их приводов и систем управления;
проверка исправности звуковой и световой сигнализации;
проверка, подготовка и опробование тормозного оборудования в
соответствии с инструкцией по эксплуатации машины и инструкцией по
эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог. При этом
обслуживающий персонал обязан:
проверка давления в главных резервуарах при автоматическом
возобновлении работы компрессора и его отключения регулятором,
которое должно быть в пределах 5 - 8 кгс/кв. см. Допустимое
отклонение +/- 0,2 кгс/кв. см для машин, оборудованных
автоматическим и прямодействующим тормозом. Давление в главном
резервуаре машин, оборудованных только прямодействующим тормозом,