2.1. К управлению машиной, эксплуатируемой на федеральном железнодорожном транспорте, в качестве машиниста допускается лицо: не моложе 18 лет; прошедшее в установленном порядке медицинское освидетельствование; имеющее среднее специальное или высшее образование, квалификацию слесаря не ниже третьего разряда, свидетельство о присвоении профессии, выданное дорожной технической школой, и свидетельство на право управления соответствующей машиной, выданное квалификационной комиссией железной дороги; проработавшее в качестве помощника машиниста не менее 6 месяцев и прошедшее стажировку на закрепленном участке пути с машинистом-инструктором; имеющее удостоверение о группе электробезопасности не ниже третьей; и прошедшее в установленном МПС России порядке и объеме проверку на знание: ПТЭ, инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений, Правил электробезопасности для работников железнодорожного транспорта; положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; должностной инструкции машинисту, водителю, помощнику машиниста и водителю самоходной железнодорожно-строительной машины и моторно-рельсового транспорта; технико-распорядительных актов (ТРА) железнодорожных станций (далее - станций) на участке обслуживания; настоящей Инструкции; других действующих нормативных документов. Сдача экзаменов по указанным документам подтверждается записью в удостоверении формы РБУ-9. 2.2. К работе помощником машиниста допускаются лица: не моложе 18 лет; прошедшее в установленном порядке медицинское освидетельствование; имеющие удостоверение формы ТУ-153 о сдаче экзаменов в комиссии предприятия приписки машины; имеющее удостоверение о группе электробезопасности не ниже третьей; прошедшее в установленном порядке проверку и в последующем периодически проверяющиеся в знании правил, инструкций и других нормативных документов, указанных в пункте 2.1. настоящей Инструкции. На техническое обучение помощником машиниста должны направляться лица, имеющие образование не ниже среднего и квалификацию слесаря не ниже третьего разряда. 2.3. Управление движением машины производится в два лица: машинистом и помощником машиниста. 2.4. Машинист, имеющий перерыв в работе до трех месяцев, если за это время произошли какие-либо изменения на участках и станциях (в расположении сигналов, средствах связи и другие) допускается к работе после дополнительного инструктажа об особенностях работы в измененных условиях, а при необходимости с ним совершается контрольно-инструкторская поездка машинистом-инструктором. 2.5. Дополнительный инструктаж проводится лицом, ответственным за эксплуатацию и техническое состояние машины предприятия ее приписки, с записью в формуляре машиниста ТУ-57. При перерыве в работе свыше трех месяцев машинист допускается к самостоятельной работе только после дополнительного инструктажа и контрольно-инструкторской поездки с положительным заключением машиниста-инструктора с записью в формуляре машиниста ТУ-57. 2.6. Заключение о возможности допуска имеющего свидетельство на право управления соответствующей машиной помощника машиниста к самостоятельной работе машинистом машины дается машинистом-инструктором после успешного выполнения с ним контрольно-инструкторской поездки на каждом участке обслуживания в обоих направлениях. Такие поездки проводятся по письменному указанию начальника предприятия приписки машины при наличии: заявления кандидата в машинисты; письменной рекомендации машиниста, которому была поручена подготовка кандидата к самостоятельной работе машинистом, в течение последних (не менее трех) месяцев их совместной работы; письменной рекомендации машиниста-инструктора путевых машин с указанием сведений о прохождении полного курса практического обучения. 2.7. Штат бригады и порядок обслуживания соответствующей машины устанавливается инструкцией по эксплуатации машины, утверждаемой МПС России, в зависимости от типа машины. 2.8. Для обеспечения безопасности движения и четкого взаимодействия в процессе работы состав бригады машины должен быть постоянным и закреплен за машиной. Персональный состав обслуживающей бригады машины для совместной работы комплектуется два раза в год (к летним и зимним путевым работам) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников и объявляется приказом начальника предприятия приписки машины. При этом состав бригады комплектуется так, что к машинисту или помощнику машиниста со стажем работы менее одного года должен прикрепляться соответственно опытный помощник или машинист. Изменения персонального состава бригады, обеспечивающей движение и маневры машины, допускаются в порядке исключения с разрешения начальника предприятия приписки машины или его заместителя. Руководитель предприятия приписки машины, а при его отсутствии - лицо его замещающее обязаны провести предрейсовый инструктаж перед первой поездкой вновь сформированного экипажа по технике безопасности и особенностям работы на данном участке. 2.9. Машинистов, закрепленных за машиной, которая работает в две или три смены, возглавляет старший машинист из числа наиболее авторитетных и квалифицированных машинистов и назначенный приказом начальника предприятия приписки машины. 2.10. Перевод машинистов и помощников машинистов на более квалифицированную работу (должность) (из помощников машинистов в машинисты, из машинистов в старшие машинисты) осуществляется с учетом деловых и моральных качеств работника при наличии положительного заключения прикрепленного машиниста-инструктора путевых машин. 2.11. Машинист не имеет право передавать управление машиной другим лицам за исключением машиниста-инструктора и дублера машиниста под личным контролем машиниста. Дублер машиниста назначается приказом начальника предприятия на определенный срок. 2.12. Машинисту во время работы запрещается отлучаться с машины. В исключительных случаях, когда возникает такая необходимость, машинист обязан сообщить об этом диспетчеру, получить разрешение, после чего остановить машину в месте, обеспечивающем безопасность пропуска подвижного состава, затормозить и закрепить ее от самопроизвольного ухода в соответствии с Приложением 2 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и настоящей Инструкцией, оставить машину под наблюдением помощника машиниста. В отсутствие машиниста другим работникам железнодорожного транспорта приводить машину в движение запрещается. 2.13. При отсутствии у машиниста разрешения для работы на том или ином участке и при необходимости выезда на него в помощь машинисту приказом начальника предприятия должен выделяться проводник из числа машинистов, имеющих свидетельство на право управления машиной и стаж работы на данном участке не менее двух лет, а также заключение машиниста-инструктора о возможности самостоятельной работы на данном участке. Проводник обязан сообщать машинисту всю необходимую информацию о расположении сигналов, профиле пути, наличии переездов, листов и другую, обеспечивающую безопасное проследование машины по участку пути. Фамилия, имя, отчество проводника и номер его свидетельства на право управления заносятся в маршрутный лист форма АУ-12. Проводник и машинист несут равную ответственность за обеспечение безопасности движения и выполнения графика движения поездов на данном участке. 2.14. Машинисты и помощники машинистов обязаны: 2.14.1. Являться на работу в сроки, определяемые графиком работы, или по вызову дежурного предприятия приписки машины. 2.14.2. При невозможности явки на работу к установленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному по предприятию. 2.14.3. Проходить в установленном МПС России порядке предрейсовый медицинский осмотр и инструктаж по безопасности движения и технике безопасности. Машинист и его помощник обязаны пройти предрейсовый медицинский осмотр в установленном порядке, с постановкой штампа в маршрутном листе за подписью медицинского работника с указанием даты и времени прохождения осмотра. Перед отправлением со станций, где медицинский осмотр отсутствует, а также в случае выезда на ликвидацию повреждения сооружений и устройств, контроль за работоспособностью машиниста и его помощника возлагается на дежурного по станции, с отметкой штампом и подписью в маршрутном листе. 2.14.4. При исполнении должностных обязанностей должны иметь при себе: машинист - свидетельство на право управления машиной и удостоверение личности с отметкой о сдаче в отдел кадров свидетельства на право управления машиной, маршрутный лист и формуляр машиниста (ТУ-57), талон предупреждения (ЦП-597), удостоверение о группе электробезопасности (РБУ-9), акт контрольно-технического осмотра, журнал учета работ и периодических технических осмотров или формуляр, имеющий соответствующие разделы, расписание движения поездов с изменениями, выписки из ТРА станций, выписку из приказа начальника железной дороги об установлении скоростей движения поездов на обслуживаемом участке; помощник машиниста - свидетельство помощника машиниста, удостоверение личности, удостоверение о группе электробезопасности (РБУ-9), талон предупреждения (ЦП-579). 2.14.5. Выполнять оперативные распоряжения поездного диспетчера, дежурного по станции, дежурного по предприятию приписки машины, машинистов-инструкторов, обслуживающих данный участок. 2.14.6. Перед выездом убедиться в исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозного оборудования, состояние двигателя, ходовых частей, рессорного подвешивания, в правильности сцепления с вагонами или прицепами, правильности погрузки и крепления груза и рабочих органов в транспортном положении, обеспечении габарита подвижного состава и груза, проверить наличие поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, исправности радиосвязи. Проверку и опробование тормозов перед выездом и в пути следования производить в соответствии с ОСТ 32.90-97 "Машины путевые. Тормозное оборудование. Требования к эксплуатации. Инструктивные указания". 2.14.7. При отправлении с начальных станций предъявлять дежурному по станции: свидетельство на право управления; формуляр машины формы ТУ-57; оформленный маршрутный лист, выданный предприятием приписки машины; для машин, принадлежащих другим организациям, - разрешение на право движения по сети железных дорог Российской Федерации. Исправность радиосвязи должна быть проверена путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления и подтверждена в маршрутном листе штампом и подписью дежурного по станции. При неисправности средств связи машинист, в случае вынужденной остановки на перегоне, передает сообщение дежурному по станции и поездному диспетчеру с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь (через помощника машиниста, кондуктора, проводника пассажирского вагона, руководителя работ в хозяйственном поезде). 2.14.8. При приемке и сдаче машины, а также на стоянках в пути следования производить осмотр машины, соблюдая требования инструкции по эксплуатации и других нормативных документов. 2.14.9. Не допускать эксплуатацию машины с истекшими сроками проверки поездной радиосвязи, системы безопасности КЛУБ или автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа, а также выхода в рейс машины при неисправности хотя бы одного из этих устройств. 2.14.10. Исправное техническое состояние машины, принадлежащей предприятию приписки, при выезде на станцию подтверждается в маршрутном листе подписью лица, ответственного за ее эксплуатацию и содержание, или лица, его замещающего. При выезде с других начальных станций исправное техническое состояние подтверждается в маршрутном листе подписью машиниста. 2.15. Машины, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд и отправляются дежурным по станции с разрешения поездного диспетчера при наличии у дежурного заявки предприятия приписки машины. При остановке машины на путях дежурный по станции обязан установить табличку "Дрезина", стрелки поставить в положение, исключающее возможность заезда на данный путь, навесить на стрелочные рукоятки (кнопки) красные колпачки, тщательно следить за занятостью пути, а на крупных станциях, по возможности, выставлять их на пути, не входящие в маршруты приема. При пропуске машин запрещается предварительное задание противоположных маршрутов. При движении машин дежурный по станции, а при диспетчерской централизации поездной диспетчер, должны устанавливать стрелочные рукоятки в положение, соответствующее маршруту и навесить колпачки на рукоятки (кнопки) стрелочных коммутаторов и смены направления (при движении машины по перегону, а также двухстороннего движения поездов на двухпутных и многопутных перегонах с однопутным движением) и не снимать их до убеждения в проследовании машины по маршруту. 2.16. Следование машин в сцепе разрешается в исключительных случаях. При этом на каждой из них должен быть машинист и помощник. 2.17. При ведении машины и выполнении маневровой работы машинист и помощник машиниста обязаны: 2.17.1. Выполнять типовой регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста, между бригадой машины и поездным диспетчером или дежурными по станциям (Приложение 11 к настоящей Инструкции), взаимный контроль за работоспособностью и проверку бдительности. 2.17.2. Соблюдать установленные режимы вождения машин, обеспечивая выполнение графика и требования безопасности движения. Не допускать вождения машин с превышением прицепной нагрузки, перегрузок узлов и агрегатов машины. 2.17.3. Выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом участке и станциях. 2.17.4. Контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов машины, проверять их состояние, в том числе противопожарное. Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колесных пар, креплению рабочих органов машины в транспортном положении при стоянках на промежуточных станциях. 2.17.5. При выявлении неисправности машины принимать все необходимые меры к быстрейшему их устранению, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов. 2.17.6. Не допускать вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине. 2.17.7. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты. 2.18. По окончании смены машинист, помощник машиниста обязаны: 2.18.1. Заглушить двигатель, очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей. Перед уходом с машины затормозить ее ручным тормозом, подложить тормозные башмаки с обеих сторон, закрыть кабину на ключ. Стоянка машины на станционных путях и в тупиках должна быть согласована с дежурным по станции. 2.18.2. Сдать в установленном порядке оформленный маршрутный лист машиниста, формуляр машиниста, ключи управления машиной и от кабин машиниста дежурному по предприятию приписки машины. 2.18.3. О всех выявленных повреждениях в пути и на машине произвести запись в бортовой журнал и доложить дежурному по предприятию приписки машины. 2.18.4. При допущенных случаях брака в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения - предоставить начальнику предприятия приписки машины письменный рапорт с отражением обстоятельств и причин происшедшего. 2.19. Машинист машины обязан: 2.19.1. Обеспечивать безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ и иных нормативных актов МПС России. 2.19.2. Руководить работой лиц, входящих в состав бригады машины, контролировать их действия, обеспечивая выполнение работ без нарушения графика движения поездов и плана маневровой работы. 2.19.3. Выполнять установленный порядок вождения машин и производства маневровых работ. 2.19.4. Обеспечивать достоверность данных, вносимых в маршрутный лист и другие учетные документы. 2.19.5. На старшего машиниста дополнительно возлагаются обязанности по обучению прикрепленных к машине экипажей прогрессивным методам вождения машин, выполнения маневровой работы и технического обслуживания машин, контролю за качеством выполнения ими должностных обязанностей. 2.20. Помощник машиниста обязан: 2.20.1. Обеспечивать безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ и иных нормативных актов МПС России. 2.20.2. Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за машиной и техническому обслуживанию узлов и агрегатов машины, закреплению ее от самопроизвольного ухода, а также следить за прохождением встречных поездов. 2.20.3. При следовании на запрещающий сигнал светофора сообщать машинисту показание сигнала. При отсутствии действий со стороны машиниста к остановке машины самому принимать меры по предотвращению проезда запрещающего сигнала. 2.20.4. При внезапной утрате машинистом способности управлять машиной - остановить машину, закрепить ее в установленном порядке от самопроизвольного ухода, по радиосвязи передать сообщение об этом машинистам ближайших поездов, поездному диспетчеру или дежурному по станции. Порядок дальнейших действий в таких случаях определяется поездным диспетчером исходя из конкретных условий. 2.21. Помимо документации, указанной в пункте 1.6 настоящей Инструкции, машины при выезде должны иметь: Основные запасные части согласно ведомости ЗИП; Не менее двух заряженных огнетушителей, реечный или гидравлический домкрат (грузоподъемностью 20 т) с подставкой, два тормозных башмака, комплект ламп прожектора и фар буферных брусьев; Сигнальные приборы и принадлежности: два духовых рожка, два комплекта сигнальных флагов (красного и желтого цветов), 6 штук петард на однопутном и 12 штук на двухпутном участке, два ручных сигнальных фонаря; Аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи. Машины должны быть оборудованы опломбированными манометрами и скоростемером, указывающим скорость движения и пробег в километрах, приборами безопасности АЛСН или комплексным локомотивным устройством безопасности, далее - КЛУБ