ГлавнаяРегистрацияВход РЖД ФАРТУНА Воскресенье, 18.08.2019, 10:41
  Материалистическая социальная философия Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.1 Введение

3

1.2 Понятие способа производства и его структура

5

1.3 Потребности и интересы в сфере материального производства

10

1.4 Философия хозяйства в России

14

1.5 Философия рынка и специфика рыночных отношений в России

20

1.6 Заключение

32

Литература

35


1.1 Введение.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды об­щественной деятельности: производственно-экономическая, социально-быто­вая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, в рамках которых про­исходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы общества. Основные из них – экономическая, социальная, по­литическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, об­мен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования произ­водства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-техниче­ского прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, об­мена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в ко­тором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодейст­вие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотруд­ничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое созна­ние людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производ­ственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализу­ется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демо­графических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и т.д.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей,  об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, на­родного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материаль­ных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социаль­ного расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев насе­ления. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связанно с удовлетво­рением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворе­ния обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовле­творения указанных потребностей  определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие пока­затели достигнутого уровня благосостояния  людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности клас­сов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность проис­ходит на почве сложившихся политических отношений и направлена осуществ­ления их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – уп­рочнение существующей политической власти. Других – в ее устранении. Тре­тьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъек­тами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на полити­ческие процессы в общественных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится решить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют созна­ние многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношения людей по поводу разного рода  духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что со­ставляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Данный курсовой проект раскрывает значение материально-экономиче­ской сферы общества, исследование составляющих которой производится в следующих разделах.


1.2 Понятие способа производства и его структура.

 

Материалистический подход к истории позволили Марксу и Энгельсу преодолеть поверхностный взгляд, согласно которому он предстает как процесс возникновения и смены философских теорий и политических учений, этиче­ских норм и эстетических идеалов, рассвета и гибели государств или деяний выдающихся личностей. За всем этим Маркс обнаружил некую основу, при­дающую цельность, связь и непрерывность человеческой истории. Такой осно­вой и является материальное производство. Философия исследует его в особом ракурсе. Если для политэкономии материальное производство и его законы – основной объект и цель познания, то философия рассматривает его только как элемент целого, но элемент системообразующий, стягивающий все многообра­зие сторон общественной жизни в некоторое единство.

         Значение материального производства не ограничивается тем, что оно – необходимое условие существования общества и человека. Хотя сам этот факт далеко не маловажен, дело не только в нем. Существенно то, что весь строй жизнедеятельности людей зависит в конечном счете от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. «Спо­соб производства материальной жизни, - писал К. Маркс, - обуславливает соци­альный, политический и духовный процессы жизни вообще»[1].

         Что же представляет собою способ производства? Обратим внимание прежде всего на то, что в процессе материального производства участвуют люди; они организуют, направляют, осуществляют этот процесс благодаря своим физическим данным, знаниям, опыту, навыкам. В отличии от животных, потребляющих готовые природные продукты, люди удовлетворяют свои по­требности, изменяя, преобразуя природу, воздействуя на предмет, подлежащий обработке с помощью орудий труда. Для нас пока безразлично – каких: слож­нейших или простых, каменного топора, железного плуга или современного станка с автоматическим управлением. Важно, что эти орудия всегда стоят ме­жду человеком и и предметом труда. В ходе производства используется и ком­плекс таких средств, как транспорт, заводские и складские помещения и т.д. Все это, вместе взятое, то есть люди, участвующие в производстве, орудия и средства  труда, действует в системе и составляет производительные силы об­щества. Такова первая сторона способа производства.

         Второй стороной способа производства являются производственные от­ношения. Подчеркнем особо: производственные отношения – это отношения между людьми. Их специфика состоит в том, что, функционируя в производст­венном процессе, они представляют собой отношение людей по поводу вещей. Каких же? Во-первых по поводу орудий, предмета, средства труда. Ведь для того чтобы производственный процесс начался, производитель должен соеди­ниться с орудиями труда. А это соединение может быть различным, в зависи­мости от того, кому принадлежа эти орудия – обществу, группе или отдельным лицам. Отношения собственности и являются главной, определяющей сторо­ной производственных отношений. В зависимости от их характера в обществе имеет место либо эксплуатация, либо сотрудничество трудящихся.

Во-вторых, отношения людей по поводу вещей распространяются и на производственные продукты. Ведь они созданы, чтобы их использовали, а для этого они должны быть предварительно распределены, затем обменены и, на­конец потреблены. Отношения распределения, обмена (товарообмен или непо­средственный продуктообмен) и потребления – важные составляющие произ­водственных отношений. Однако они зависимы от собственности, опреде­ляемы ею. Так, собственник средств труда всегда присваивает произведенный продукт; в зависимости от характера производственных отношений произве­денные материальные блага распределяются и потребляются либо совместно, как это было в условиях первобытного равенства, либо таким образом, что гос­подствующее меньшинство присваивает прибавочный продукт, что свойст­венно любому антагонистическому обществу, либо в соответствии с количест­вом и качеством труда, что соответствует принципам социализма.

Как видим, производственные отношения многослойны. Это – целый комплекс, совокупность, которая складывается для обеспечения движения ма­териального продукта от производства до сферы потребления, образующих как верхнюю так и нижнюю границы производственных отношений.

От чего же зависит характер этих складывающихся в производстве отно­шений? От сознания людей? Ведь это отношения между людьми, действую­щими сознательно. От их «догадливости»? но, во-первых, люди долгое время вообще не знали сущности тех отношений, в которые они вступали в процессе практической деятельности. Во-вторых, характер этих отношений определялся каждый раз не просто изменившимся сознанием, желанием людей, хотя, разу­меется, и это обстоятельство надо учитывать при анализе конкретной истории. Главное, чем определяется характер производственных отношений, - это те объективные условия, которые сложились в обществе, с которыми люди выну­ждены считаться и которые определяют в конечном счете их сознание, а также возможности, границы и общее направление их деятельности. Среди этих усло­вий решающую роль играют уровень и характер развития производительных сил, которые требуют не любой, а определенной, то есть соответствующей им, формы производственных отношений. При первобытно-родовом строе, на­пример, люди вступали в коллективистские отношения не потому, что они были генетически запрограммированы на коллективизм, а потому, что крайняя неразвитость орудий труда восполнялась объединенной силой рода или пле­мени. Иначе люди просто не смогли бы выжить. Производственные отношения, в которые люди вступали в процессе производства, оказывались детерминиро­ванными не их сознанием, а реальным состоянием производительных сил. Ту же закономерность можно проследить и на следующих ступенях материального производства, развившегося в антагонистических, основанных на эксплуатации формах производственных отношений.

При социализме также сохраняется независимость производственных от­ношений от общественного сознания. Люди могут познать законы, логику, тен­денции развития производства и сознательно создавать управленческие меха­низмы, соответствующие этим тенденциям. Но не более того. Добавим к этому, что и при социализме в развитии производственных отношений остается мо­мент непредсказуемости: люди не могут предвидеть всего, иначе они обладали бы абсолютной истинной, что – увы! – неосуществимо.

Но как же быть с тем обстоятельством, что люди всегда действовали и действуют как существа сознательные? Разве это не относится к производству? Конечно же и в этой сфере люди сознательно осуществляют практическую дея­тельность, преобразующую природу: они сознательно сеют и жнут, а затем убирают урожай, они сознательно создают орудия труда и совершенствуют их от поколения к поколению. Поэтому не следует думать, что производственные отношения есть нечто, навязанное людям  свыше. Они – результат и форма че­ловеческой деятельности. Однако от общественного сознания  они не зависят потому, что их особенности ,логика их развития определяется не состоянием общественного сознания, а характером и уровнем развития производительных сил, теми возможностями, которые они создают для человеческой деятельно­сти. Без деятельности людей, вдохновляемых прогрессивными идеями, без ак­тивной борьбы за реализацию передовых общественных идеалов новые отно­шения не утвердятся. Но сами эти идеи возникают не на пустом месте.

Материальное производство – это определяющая реальность, которую каждое поколение застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое. Люди не могу по произволу ее выбирать, конструировать. Они должны согла­совывать свои действия с этой общественной реальностью, точно также как они согласуют их с реальностью природной и ее законами. Поэтому если лозунг, программа, призыв выдвигаются без учета тех процессов, которые происходят в материальном производстве, то они оказываются либо преждевременными, либо вообще невыполнимыми.

Сошлемся на историю утверждения в общественной практике идей сво­боды и равенства, вдохновлявших на борьбу против сословного неравенства, против феодализма. Известно, что эти идеи выдвигались и до 17 века. Но обще­ственную значимость они приобрели только тогда, когда для этого созрели со­ответствующие материальные условия. Без таких условий они оставались меч­той, утопией, в лучшем случае предвидением будущего.

Данная закономерность целиком относится и социалистическому обще­ству. И здесь любая попытка воплотить в жизнь идеи, планы, материальные ус­ловия для которых еще не созданы, неминуемо ведет к волюнтаризму, или, как говорил К. Маркс, к посрамлению идеи. Так, оказались беспочвенными, не вы­текающими из объективных условий, а потому и неосуществимыми те сроки построения коммунизма в нашей стране, которые были в свое время опреде­лены. Трезвый анализ показывает, что коммунизм – весьма отдаленная истори­ческая перспектива. Точно также обстоит дело и с определением степени зре­лости социалистического общества. Можно, конечно, провозгласить, как это было в 70-е годы, что социалистическое общество уже достигло этапа зрелости, стало обществом «развитого социализма». Но если в действительности оно еще не реализовало присущих ему преимуществ, такой тезис останется не более чем идеологической иллюзией, могущей лишь тормозить развитие общественных процессов, решение реально назревших задач.

Анализ материального производства позволил объяснить системность, целостность общества. Общественная жизнь, конечно, не сводится к произ­водству материальных благ, она намного богаче, шире, сложнее. Но при этом все основные формы жизни общества – социальная, политическая, духовная – оказываются связанными между собой не просто взаимовлияниями, но и тем, что они имеют единую основу, определяющую в конечном счете их развитие. «...Из определенной формы материального производства, - писал К. Маркс, - вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определен­ное отношение людей к природе. Их государственный строй и духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства»[2]. Так, производству, основанному на ча­стной собственности на средства производства и отчуждении труда, соответст­вуют: разделение на антагонистические классы, государство, защищающее ин­тересы эксплуататоров, отчужденное сознание, которое в форме мыслей гос­подствующего класса, политических идей, религии навязывается человеку как внешняя, стоящая над ним сила. Для того чтобы изменить это положение, необ­ходима качественно иная форма материального производства, связанная с об­щественной собственностью и ликвидацией отчужденного труда.

Материализм открыл дорогу научному познанию общества, поскольку была найдена его материальная основа, развитие которой подчиняется строго объективным законам. Не только к природным, но и к общественным явлениям, как писал В. И. Ленин, оказался применим принцип детерминизма, причиной обусловленности явлений, а «не сваливание чего угодно на свободную волю»[3]. Соответственно, например, сложную и противоречивую историю нашей страны послеоктябрьского периода поверхностно и ненаучно объяснить только лич­ными качествами таких руководителей, как Сталин, Хрущев, Брежнев, хотя личностные особенности каждого из них, безусловно, сыграли существенную роль в конкретном развертывании событий. Но материализм предполагает ис­следование корней, причин, объективных условий, которые позволили этим личностям действовать именно так, а не иначе, придав тем самым их личным качествам общественную значимость.

В материалистическом понимании истории неразрывно связанны идея де­терминированности человека объективными условиями бытия и признание сво­боды, активности, творчества. Каждый человек, включая руководящих деяте­лей, - дитя своего времени, продукт сформировавшихся его обстоятельств. Но он же и творец обстоятельств, практически изменяющий условия своего суще­ствования. Участвуя в производстве, он развивается сам и совершенствует ору­дия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ним новые интересы, потребности, взгляды. Разрешить эти противоре­чия, сломать старые структуры, создать вместо них новые, более совершенные могут только практически действующие люди. Их активность, их деятельность входят, таким образом, необходимым компонентом в развертывании общест­венного процесса. Это очень важная сторона материалистического понимания истории, также созвучная перестройке, реализация стратегии которой зависит от активного включения советских людей в общее дело революционного об­новления всех сфер жизни общества.

Производство с точки зрения марксистской теории можно рассматривать и в более широком смысле слова как жизнедеятельность общества, как обще­ственное производство, в котором материальное играет основную, опреде­ляющую роль. Понятие «общественное производство», которому К. Маркс придавал большое значение, фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи, материальные блага и ценности. Участвуя в общественном произ­водстве, они производят и воспроизводят всю социальность: общественные от­ношения, группы и институты, а в конечном счете общество и самих себя, свою собственную общественную сущность. К. Маркс подчеркивал: «Если рассмат­ривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях»[4].

Материалистическое понимание истории выводит нас, таким образом, на человека – главное действующее лицо, воплощающее в себе загадку, цель и смысл исторического процесса. Но путь к разрешению загадки лежит через ис­следование объективных законов общества, в котором индивиды, производя необходимые для жизни материальные блага, создают одновременно и себя, и общество.




[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Т. 26. Ч. 1. С. 279.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 159.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 2. С. 222.

ПОИСК

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0.01-0.03 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код *

Обмен Webmoney

Лучшие курсы обмена валют WM
РАСПИСАНИЕ
авиа поезда электрички
...
друзья
САЙТ-АВТО $ИНВЕСТИЦИИ$ ЛокомотиВ вконтакте Бел ЖД Клуб железнодорожников и игр ЖД TrainSim.ru РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА: Мега-портал, посвященный электропоездам, эксплуатируемым на территории России и стран бывшего СССР. Здесь вы найдёте наиболее полную информацию о каждом конкретном электропоезде, посмотрите огромный фотоархив, а также всегда сможете задать интересующий вас вопрос на нашем форуме Российский железнодорожный транспорт Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта Сайт машинистов и помощников 25 колонны Россия - Главный поезд страны!
Железнодорожный портал Донецкой железной дороги
партнеры
Вебмани обменники http://moonbitcoin.cash